Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние две-три недели вы приходили домой и искренне говорили со своими детьми о том, как прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать...
Среди всеобщего нытья о плохих жилищных условиях, плохой погоде помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар?...
Ведь, если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна и не доказываем это детям на своем примере, что же мы можем противопоставить наркокультуре, утверждающей: кроме табака, алкоголя, наркотиков, разврата, в этой жизни радоваться совершенно нечему, да и жить-то без этого практически не имеет смысла.
Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, не сознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети?
Типичная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
Другая ошибка - гиперопека.
Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как по сути дела не даем им жить. Чем опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить, когда отличник, послушный сын заботливых родителей, вдруг оказался вовлечен в противоправные действия, включая употребление наркотических средств.
Гиперопека у некоторых детей подавляет инициативу, других, более активных, ведет к импульсивным, немотивированным действиям, третьих подталкивает к скрытности, стремлению обмануть взрослых. И тогда важно знать, чем именно занят ваш ребёнок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие.
Импульсивные, немотивированные поступки особенно часто наблюдаются в подростковом возрасте. Чем же это обусловлено?
Во-первых, процесс полового созревания на определенных стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, и кора головного мозга временно не справляется с функцией контроля.
Во-вторых, возрастающее стремление ребёнка к самостоятельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самоуверенности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому желанию.
Как избежать искушение авторитарностью? Ведь кто из нас безгрешен? Кто с высоты своего родительского положения не требовал от подростка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая "победа"? Возможно, что этим самым вы перечеркиваете атмосферу взаимопонимания, доверия. Научитесь отличать авторитетность (когда ребёнок, уважая вас, согласится с вашим мнением) от авторитарности (когда вы попросту подавляете его инициативу, ломая ему жизнь).
Поймите, что безусловное подчинение, которого вы так добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мнениям, а в конечном итоге - препятствует выработке собственной позиции, выбору, умению сказать "НЕТ!", в ом числе и на предложение попробовать наркотик.
А теперь время исправлять ошибки. Необходимо научиться доверять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельности. Попробуйте сделать шаг в этом направлении и увидите: ваш ребёнок не растеряется от неожиданного предложения попробовать наркотик и сможет даже достойно ответить на него. Утвердительный ответ даже не придет ему в голову, так как он уже внутренне сделал свой самостоятельный (без нажима с вашей стороны) выбор.
Этот тест поможет вам получить приблизительный ответ на вопрос о том, подвержен ли ваш ребёнок риску пристраститься к алкоголю и наркотикам:
Тест на подверженность ребенка риску наркомании и алкоголизма
От 1 до 6
Средняя степень риска. Ей подвержено большинство (90%) молодых людей. Тут все определяет ситуация в обществе (например, количество винных магазинов и цены в них). На ситуацию, впрочем, вы можете повлиять – к примеру, протестуя против продажи алкоголя несовершеннолетним. К сожалению, мало кто обращает внимание на это массовое безобразие. Вы можете также поддерживать профилактическую деятельность в школе, укреплять эмоциональную связь с собственным ребенком.
От 7 до 13
Повышенная степень риска. В зависимости от местного круга общения и типа школы, там рискуют от одной до двух третей учеников. Что можно сделать? Может быть, изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательное воздействие.
От 13 до 17
Степень риска очень высока. В группу входят от 10 до 15 процентов учеников средних школ, которые уже пьют и наносят вред здоровью. Тут от вас требует серьезное участие в судьбе ребенка. Действовать надо всем миром – вместе со школьными учителями, с другими родителями.
Больше 17
Крайне высокая степень риска. Нужна помощь специалиста. Внимание: период, за который подросток становится наркозависимым, очень короткий – меньше полугода! НО: даже если количество «ДА» очень большое, не впадайте в панику! Просто работайте над ошибками. Чтобы снизить степень риска, помните правила!
• Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. • Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
• Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
• Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы.
• Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет алкоголь (наркотик).
• Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружающих.
• Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты легальны, но то, как вы их употребляете, и какое место они занимают в вашей жизни, станет примером для ваших детей.
|
|